В педагогической науке существует множество подходов к определению понятия процесса обучения и его сущности. Это и «процесс деятельности преподавания и учения», и «организованный процесс познания», и «целенаправленное взаимодействие…», и «передача опыта» и др. Обучение можно охарактеризовать как «процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества». В.П.Симонов под образовательным процессом понимает «совокупность трех составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя, учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность обучающихся».
Очевидно, что содержанием процесса обучения является «какая-то деятельность, которой в той или иной степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый». Таким образом, сущность обучения заключается во взаимодействии учителя и ученика, в общении, без которого передача опыта не состоится и обучение не реализуется. В этом заключается двусторонность процесса обучения, взаимосвязь деятельности учителя и деятельности ученика.
Большое значение при обучении имеет деятельность именно ученика – знания, умения и навыки могут возникнуть у ребенка только в результате его собственной активности. Целостные и системные знания о развивающемся человеке, которыми располагает современная наука, позволяют увидеть в активности одну из высших целей развития личности. Цель эта достигается постепенно: от фактора формирования учебной и других видов деятельности школьника до творческой профессиональной активности личности.
Уместен ли в данном случае вопрос «Должен ли педагог способствовать развитию познавательной активности, и в том числе формированию интереса у ребенка к самому процессу учения»? Ответ является очевидным. Это его прямая обязанность. Но, несмотря на широкий круг исследований в области развития у детей творческой познавательной активности (Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), проблемы, связанные с формированием у детей интереса и положительного отношения к учению остаются вне поля зрения педагогической общественности.
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что педагог просто не задумывается об интересах ребенка и его психоэмоциональном комфорте при обучении, предпочитая ограничиваться весьма сомнительными убеждениями «хочет» или «не хочет» ребенок учиться. Вряд ли можно требовать от ученика заинтересованности, «перекладывая» ему в голову готовые, заданные извне мотивы и цели учения. На самом деле, формирование мотивов учения – это создание условий, способствующих появлению у ребенка внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению. Часто педагог старается в первую очередь обеспечить ребенка определенными знаниями, умениями, навыками, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал радость познания. Это особенно недопустимо при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, т.е. на начальных этапах овладения научными знаниями.
Процесс формирования первоначальных навыков чтения, счетно-арифметических и письменно-графических навыков в огромной мере обусловлен возрастными, психофизиологическими особенностями детей. Дети дошкольного и младшего школьного возраста усваивают учебный материал, да и любую информацию, не только путем логического понимания и запоминания, но и в первую очередь, через эмоциональные переживания. Лишь когда изучаемый материал представляет собой субъективную ценность для личности ученика, когда он вызывает непосредственный интерес – только в этом случае у ребенка возникает переживание, которое является необходимым компонентом усвоения информации.
Что же подразумевается под понятием «интерес»? В русском языке, как и во многих языках, слово "интерес" имеет несколько лексических значений и обозначает не только психологическое содержание (внимание, направленность, предметное отношение и т.п.), но и объективное явление (польза, выгода, благо). В словаре В. Даля слово "интерес" также имеет несколько значений: первое из них - это «польза, выгода, прибыль», второе – «соучастие, участие, забота», а третье значение – «занимательность или значение, важность дела». Здесь же слово "интересный" в своем первом значении обьясняется как "корыстный", а во втором - "занимательный", "завлекательный". В одном случае слово "интерес" обозначает объект (прибыль, польза, выгода), в другом - свойства объекта (полезный, важный, увлекательный). В то же время познавательная деятельность ребенка не только является результатом его заинтересованности, но и способна порождать заинтересованное либо равнодушное к ней отношение. То, что у нас в школе значительная часть учащихся не заинтересована учением, объясняется тем, что содержание обучения и методы его организации не представляют для ребенка объективной ценности.
Большую роль в формировании заинтересованного отношения к учению детей играет также отметка. Можно долго рассуждать о том, что отметочная мотивация таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений у ребенка, отрицательных черт личности, что дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа, но нельзя не признать, что большинство детей хотят работать на отметку. По данным Ш.А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки кроме «5», уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки. Многие дети привыкают к своим «неудачам», постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными и к получаемым отметкам, и ко всему процессу обучения.
Автор статьи разделяет точку зрения педагогов-исследователей, которые уверены, что существующая традиционная пятибалльная система оценки знаний не в состоянии достоверно и качественно оценить знания учащихся и не способствует формированию интереса к учебе. Используя пятибалльную (а фактически трехбалльную шкалу, поскольку баллы «1» и «2» являются по сути отрицательными), учитель вынужден оценивать одними и теми же баллами совершенно разные уровни знаний. В связи с тем, что дошкольники и младшие школьники придают такое большое значение отметке, она является мощнейшим стимулом к учебной деятельности. Необходимо, чтобы отметка приобрела другой смысл, чтобы ребенок рассматривал ее как показатель достигнутого уровня знаний и умений.
Предложенная В.П.Симоновым новая концепция и новое обоснование шкалы оценки степени обученности личности (десятибалльная или другая кратная пяти шкала) позволяет оценивать все многообразие учебного труда учащихся: степень усвоения ими учебного материала, уровень сформированности у них умений и навыков, их усердие, прилежание, активность, одаренность, талант, нестандартность мышления и т.п. При таком подходе к системе оценки знаний невозможно «развешивание ярлыков» - «троечник», «отличник», а такие понятия, как «двоечник», «неуспевающий» и «второгодник» вообще исключаются. Использование десятибалльной шкалы в гораздо большей степени позволяет активизировать познавательный процесс у детей и способствует формированию у них заинтересованного отношения к учению.
Если родители, воспитатели, педагоги озабочены лишь количеством и качеством приобретаемых детьми знаний, забывая о том, что в первую очередь необходимо сформировать у детей отношение к самому процессу учения, то дети теряют природный интерес к учению уже в раннем детстве и не приобретают его в школе.
В исследованиях Н.Н.Поддьякова, И.С.Фрейдкина (1977-1985) получены многочисленные экспериментальные данные о том, что дошкольники не просто усваивают общественный опыт, но могут далеко выходить за его пределы, проявляя при этом незаурядное творчество, самостоятельно добывая новые знания, открывая для себя новые способы умственной деятельности. Например, было установлено, что дети самостоятельно познают кинематические зависимости (зависимости между скоростью движения, временем и пройденным расстоянием) самостоятельно устанавливают зависимость длины пробега шарика от высоты горки, зависимость глубины проникновения стального шарика в песок от высоты его падения и т.д. Дети самостоятельно в форме глобальных, не совсем ясных знаний отражают фундаментальные свойства окружающего мира.
Это важнейшая закономерность развития детей в возрасте до семи лет. Актуальная задача заключается в том, чтобы данная закономерность работала на полную мощность в процессе воспитания и обучения дошкольников и младших школьников. Для активизации мышления и творчества детей при обучении необходимо соблюдение меры неопределенности, незавершенности какой-то части знаний, что соответствует стратегиям развивающего и проблемного обучения.
В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно-ориентированного подхода в образовании, необходимо, чтобы содержание и методика новых педагогических технологий обеспечивали существенное изменение позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе, обеспечивали развитие чувства успешности каждого ученика.
Чтобы развивать творчество детей в процессе обучения и пробуждать интерес к учению, педагог должен сам преподавать творчески. От педагога требуются умения целенаправленно подбирать и варьировать и учебный материал, и методы работы, учитывая возрастные и психофизиологические, индивидуальные особенности каждого ребенка и заботясь о его здоровье и психологическом комфорте. Ни для кого не является открытием, что интересам ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, прежде всего, соответствуют движение, игровая деятельность, экспериментирование, творчество. В этой связи следует особо отметить уникальность и разнообразие возможностей использования различных видов искусств в процессе обучения детей предметам общеобразовательного цикла.
Особого внимания, в силу удивительной специфики, заслуживает музыкальное искусство. Музыкальная деятельность – пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки, музыкальный анализ, музыкальное сочинительство и др. – интересна и «выгодна» детям. Идея использования музыкальной деятельности при обучении детей чтению, письму и математике привлекательна не только потому, что музыкальная деятельность, содержащая в себе и речевые, и математические, и психомоторные компоненты, позволяет существенно повысить уровень читательских, счетно-арифметических и письменно-графических навыков. И не только потому, что, оптимизируя функции мозга, в целом улучшает психоэмоциональный настрой, интеллектуальную деятельность и повышает способности мозга к обучению.
Чрезвычайно важным является то, что музыкальная деятельность на общеобразовательном уроке вызывает у детей повышенный интерес к занятию, помогает созданию игровых ситуаций, обеспечивает необходимую детям данного возраста двигательную активность, помогает снять психическое напряжение, возникающее при больших учебных нагрузках.
Успех обучения во многом зависит от личных свойств обучаемого, среди которых мотив деятельности и отношение к ней являются важнейшими. В своем исследовании «Музыкальное воздействие на субъекта учебной деятельности как психологическое средство оптимизации его труда» Н.В.Шутова доказала, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс. Музыка выступает как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. В свою очередь заинтересованность обучающихся вызывает у преподавателя эмоциональный подъем, способствующий установлению необходимого контакта. Л.Н.Трегубова (1972) отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект. Исследования В.И.Петрушина (1986) показывают, что инструментальная музыка разного характера стимулирует эмоции и воображение детей, а также способствует созданию перспективных рассказов. Т.О.Гордеевой также сделан вывод о том, что «...музыка драматическая стимулирует сюжетное восприятие и написание сюжетных рассказов, а музыка лирическая способствует актуализации эмоционального восприятия и образов психического порядка». Музыка не только воспринимается через эмоции, но и способна их корректировать. Т.Ю.Алексеевой музыкальное искусство представлено как средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников (1998г.).
Как показали наши исследования, музыкальные приемы предоставления учебной информации пробуждают у детей интерес сначала к самому процессу, к способу познания, который заключался в той или иной музыкальной форме, а затем и к самому предмету. Пение-караоке, письмо под фоновое музыкальное сопровождение, слушание и несложный анализ музыкальных произведений, счет с элементами игры на фортепиано, музыкально-арифметические физкультминутки… – это лишь некоторая часть приемов, благодаря которым занятия чтением, математикой и письмом приобрели для каждого ребенка объективную ценность. Слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, сочинять – и при этом еще и учиться читать, считать и писать! Учеба воспринимается в этом случае, как интересное занятие, увлекательная игра – дети могут учиться с удовольствием.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что музыкальная деятельность при обучении маленьких детей основам наук позволяет значительно обогатить и разнообразить процессы преподнесения и закрепления учебной информации.
Конечно, мы не призываем строить весь учебный процесс только на музыкальной деятельности. Важно просто задуматься над тем, что родители и педагоги имеют реальную возможность сформировать у своих детей и учеников не только глубокие знания, но и, что является, на наш взгляд, более важным, – заинтересованное отношение к учению. Отношение, как к интересному, творческому, полезному и нужному для них делу. И, возможно, тогда в нашей жизни будет меньше скучных и ненужных уроков…
Алиса Самбурская
Статья опубликована в сборнике научных трудов
"Психология интеллекта и творчества" под ред. проф. Баклановой Н.К.
Москва 2006г.
|